«Простая и рабочая схема»: психолог назвала правила эффективного обучения
Получение новой профессии или совершенствование в своей специальности, второе-третье образование или иностранный язык,
Получение новой профессии или совершенствование в своей специальности, второе-третье образование или иностранный язык, навык в новом рукоделии или творческом хобби – все это слагаемые на пути развития и ключи к возможному успеху в жизни. Обучаться сейчас, когда в Сети такое количество онлайн-курсов и тренингов по совершенно разнообразной тематике, удобно, но вот просто ли? Ведь, в действительности довести обучение до конца и получить желаемый результат – сертификат об обучении или диплом – удается далеко не всем. Да и кто хоть раз не забрасывал начатое обучение? Не пошло, не понравилось, ошибся с выбором – каких только оправданий человек не ищет себе в этом случае. А что, если дело банально в лени?..
Научная мысль не дремлет и здесь: ученые из Оксфордского университета провели исследование активности мозга ленящихся людей и выяснили, что лень провоцирует состояние апатии, в котором могут находиться не только страдающие неврологическими заболеваниями люди, но и молодые и здоровые в возрасте от 19 до 38 лет, которые и стали участниками исследования.
Как не лениться и ежедневно расширять свой круг знаний и умений без особого напряжения, а с удовольствием и радостью, рассказала «Вестям Подмосковья» бизнес-коуч и специалист по нейромаркетингу, основатель Академии нейромаркетинга Юлия Че.
«Когда мы изучаем новое, происходит стимуляция болевых рецепторов мозга и наш «компьютер» старается изо всех сил увильнуть от новых задач. Причина – в резкой смене режима его работы: из автоматической в активную фазу, при которой гораздо большая часть энергии тратится на сохранение внимания, на целенаправленное мышление. Также мозгу требуется образовывать новые нейронные связи, а это тоже непросто. Как маленький ребенок обучает свое тело жить в социальном мире, с трудом осваивает речь, точно так же и каждый из нас, осваивая все новое, испытывает те же трудности образования новых нейронных связей», – разъясняет Юлия Че.
Может, все дело в целеполагании? По словам эксперта, это тоже зависит от мозга: «Даже если мы твердо примем решение освоить какой-то новый материал – претворить решение в действие уже энергозатратно для мозга. Такой вывод сделали оксфордские ученые после исследования активности мозга ленящихся людей», – говорит специалист.
По данным уже упомянутого исследования в Оксфорде, за тот шаг, который мозг делает от намерения до действия, отвечают особые структуры, которые и превращают намерения в конкретные действия. Но, как говорилось в одном мудром советском фильме – «Голова – предмет темный и исследованию не подлежит» – и такой посыл вовсе не ложный: современные ученые также отмечают, что физиология взаимодействия нейронных сетей в человеческом мозге до сих пор остается неясной.
Исследования в этом направлении велись и в Стендфордском университете. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, говорится о проводившихся на добровольцах исследованиях, в ходе которых ученым удалось доказать: в коре мозга человека есть две сети – одна отвечает за познавательные, а другая – за эмоциональные функции. При возбуждении нейронов в познавательно-эмоциональных сетях мозга активность нейронов, отвечающих за пребывание мозга в состоянии покоя, значительно снижается. То есть энергия перераспределяется туда, где она в данный момент нужна. Получается, активировать мозг для усвоения нового вполне посильная для здорового и молодого организма задача – все дело в настройке.
«В любом случае, есть простая и отработанная схема, которая поможет справиться с сопротивлением мозга при усвоении нового материала», – указывает эксперт. По словам Юлии Че, помочь справиться с ленью и недостаточной мотивированностью к получению новых знаний могут:
- чистое и хорошо освещенное рабочее место, где ни один предмет или посторонний звук «не привлечет внимание мозга» – внимание должно быть сфокусировано на новом материале;
- правило «25 минут»: ровно столько необходимо удерживать полное внимание на новом материале, уже на 26-й минуте мозг снимет сопротивление;
- блочное изучение: читать и повторять новый материал каждый день по 30 минут, так будет проще приступить к изучению и легче запомнить информацию;
- фокус только на процессе изучения, не нужно думать пока о результате, он придет позднее;
- сон, отдых и спорт – отличный вариант отдыха и способ ускорить усвоение информации;
- повторение пройденного в сфокусированном и рассеянном режиме: конспектирование в самом начале, внимательное чтение, пересказ информации по памяти и применение на практике;
- нужно понять, что новая информация не просто прочитана, но осознана и усвоена. Нужно интерпретировать материал со своей точки зрения – решить практическую задачу сразу с применением этой схемы.
Однако процесс усвоения нового, даже при достаточных целеполагании и мотивированности, может иногда дать сбой. Но не стоит разочаровываться. «В какой-то момент обучения вы поймете, что запутались в материале окончательно и совершаете все больше ошибок с каждым новым уроком. И это хорошо, так как это еще один шаг в обучении», – объясняет эксперт. В этой ситуации желаемый результат ближе, чем кажется.
Юлия Че советует отключить эмоции и просто методично исправить все допущенные ошибки. Безусловно, для этого понадобится какое-то время, но оно того стоит: «После исправления всех ошибок вы поймете, что усвоили материал на 100%. Просто внедряйте его в жизнь, практикуйте и наблюдайте новые результаты», – говорит специалист, добавляя, что запрет на ошибки отбивает всякое желание учиться, тогда как попытка исправить ошибку – это гарантия образования новых нейронных связей! «Ошибаться можно и нужно» – добавляет психолог.
После проведения работы над ошибками стоит проверить, усвоен ли материал: «Если вы смогли вспомнить материал спустя сутки или двое, если вы пересказали его – это первая победа, материал усвоен», – говорит эксперт.
Добавим, что усвоению нового материала, безусловно, способствует интерес к нему, а отсюда и следует целенаправленность заучивания полученной информации. Поэтому из множества предлагаемых курсов и тренингов необходимо вычленить тот, который захватит внимание целиком. Приоритетность определяет сам человек, исходя из собственных потребностей в том или ином знании – это позволит довести начатое до конца.
И наконец нужно определиться, как лучше обучаться – индивидуально или в группе, ведь большую часть предложения в Сети составляют именно групповые занятия. «Изучение в группе эффективно только тогда, когда вы вовлечены в процесс, задаете вопросы и озвучиваете идеи» – напоминает Юлия Че. Резюме: активность и еще раз активность – и все получится!
Автор: Галина ГорскаяПоследние новости
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили планы по модернизации общественного транспорта и благоустройства парков.
Россия вновь стала лидером по поставкам газа в Евросоюз
Несмотря на санкции, объемы поставок газа в Европу увеличиваются.
Цены на продукты в Москве продолжают расти
Новый отчет показывает увеличение цен на основные продукты питания.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией