«Простая и рабочая схема»: психолог назвала правила эффективного обучения
Получение новой профессии или совершенствование в своей специальности, второе-третье образование или иностранный язык,
Получение новой профессии или совершенствование в своей специальности, второе-третье образование или иностранный язык, навык в новом рукоделии или творческом хобби – все это слагаемые на пути развития и ключи к возможному успеху в жизни. Обучаться сейчас, когда в Сети такое количество онлайн-курсов и тренингов по совершенно разнообразной тематике, удобно, но вот просто ли? Ведь, в действительности довести обучение до конца и получить желаемый результат – сертификат об обучении или диплом – удается далеко не всем. Да и кто хоть раз не забрасывал начатое обучение? Не пошло, не понравилось, ошибся с выбором – каких только оправданий человек не ищет себе в этом случае. А что, если дело банально в лени?..
Научная мысль не дремлет и здесь: ученые из Оксфордского университета провели исследование активности мозга ленящихся людей и выяснили, что лень провоцирует состояние апатии, в котором могут находиться не только страдающие неврологическими заболеваниями люди, но и молодые и здоровые в возрасте от 19 до 38 лет, которые и стали участниками исследования.
Как не лениться и ежедневно расширять свой круг знаний и умений без особого напряжения, а с удовольствием и радостью, рассказала «Вестям Подмосковья» бизнес-коуч и специалист по нейромаркетингу, основатель Академии нейромаркетинга Юлия Че.
«Когда мы изучаем новое, происходит стимуляция болевых рецепторов мозга и наш «компьютер» старается изо всех сил увильнуть от новых задач. Причина – в резкой смене режима его работы: из автоматической в активную фазу, при которой гораздо большая часть энергии тратится на сохранение внимания, на целенаправленное мышление. Также мозгу требуется образовывать новые нейронные связи, а это тоже непросто. Как маленький ребенок обучает свое тело жить в социальном мире, с трудом осваивает речь, точно так же и каждый из нас, осваивая все новое, испытывает те же трудности образования новых нейронных связей», – разъясняет Юлия Че.
Может, все дело в целеполагании? По словам эксперта, это тоже зависит от мозга: «Даже если мы твердо примем решение освоить какой-то новый материал – претворить решение в действие уже энергозатратно для мозга. Такой вывод сделали оксфордские ученые после исследования активности мозга ленящихся людей», – говорит специалист.
По данным уже упомянутого исследования в Оксфорде, за тот шаг, который мозг делает от намерения до действия, отвечают особые структуры, которые и превращают намерения в конкретные действия. Но, как говорилось в одном мудром советском фильме – «Голова – предмет темный и исследованию не подлежит» – и такой посыл вовсе не ложный: современные ученые также отмечают, что физиология взаимодействия нейронных сетей в человеческом мозге до сих пор остается неясной.
Исследования в этом направлении велись и в Стендфордском университете. В статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, говорится о проводившихся на добровольцах исследованиях, в ходе которых ученым удалось доказать: в коре мозга человека есть две сети – одна отвечает за познавательные, а другая – за эмоциональные функции. При возбуждении нейронов в познавательно-эмоциональных сетях мозга активность нейронов, отвечающих за пребывание мозга в состоянии покоя, значительно снижается. То есть энергия перераспределяется туда, где она в данный момент нужна. Получается, активировать мозг для усвоения нового вполне посильная для здорового и молодого организма задача – все дело в настройке.
«В любом случае, есть простая и отработанная схема, которая поможет справиться с сопротивлением мозга при усвоении нового материала», – указывает эксперт. По словам Юлии Че, помочь справиться с ленью и недостаточной мотивированностью к получению новых знаний могут:
- чистое и хорошо освещенное рабочее место, где ни один предмет или посторонний звук «не привлечет внимание мозга» – внимание должно быть сфокусировано на новом материале;
- правило «25 минут»: ровно столько необходимо удерживать полное внимание на новом материале, уже на 26-й минуте мозг снимет сопротивление;
- блочное изучение: читать и повторять новый материал каждый день по 30 минут, так будет проще приступить к изучению и легче запомнить информацию;
- фокус только на процессе изучения, не нужно думать пока о результате, он придет позднее;
- сон, отдых и спорт – отличный вариант отдыха и способ ускорить усвоение информации;
- повторение пройденного в сфокусированном и рассеянном режиме: конспектирование в самом начале, внимательное чтение, пересказ информации по памяти и применение на практике;
- нужно понять, что новая информация не просто прочитана, но осознана и усвоена. Нужно интерпретировать материал со своей точки зрения – решить практическую задачу сразу с применением этой схемы.
Однако процесс усвоения нового, даже при достаточных целеполагании и мотивированности, может иногда дать сбой. Но не стоит разочаровываться. «В какой-то момент обучения вы поймете, что запутались в материале окончательно и совершаете все больше ошибок с каждым новым уроком. И это хорошо, так как это еще один шаг в обучении», – объясняет эксперт. В этой ситуации желаемый результат ближе, чем кажется.
Юлия Че советует отключить эмоции и просто методично исправить все допущенные ошибки. Безусловно, для этого понадобится какое-то время, но оно того стоит: «После исправления всех ошибок вы поймете, что усвоили материал на 100%. Просто внедряйте его в жизнь, практикуйте и наблюдайте новые результаты», – говорит специалист, добавляя, что запрет на ошибки отбивает всякое желание учиться, тогда как попытка исправить ошибку – это гарантия образования новых нейронных связей! «Ошибаться можно и нужно» – добавляет психолог.
После проведения работы над ошибками стоит проверить, усвоен ли материал: «Если вы смогли вспомнить материал спустя сутки или двое, если вы пересказали его – это первая победа, материал усвоен», – говорит эксперт.
Добавим, что усвоению нового материала, безусловно, способствует интерес к нему, а отсюда и следует целенаправленность заучивания полученной информации. Поэтому из множества предлагаемых курсов и тренингов необходимо вычленить тот, который захватит внимание целиком. Приоритетность определяет сам человек, исходя из собственных потребностей в том или ином знании – это позволит довести начатое до конца.
И наконец нужно определиться, как лучше обучаться – индивидуально или в группе, ведь большую часть предложения в Сети составляют именно групповые занятия. «Изучение в группе эффективно только тогда, когда вы вовлечены в процесс, задаете вопросы и озвучиваете идеи» – напоминает Юлия Че. Резюме: активность и еще раз активность – и все получится!
Автор: Галина ГорскаяПоследние новости
Афиша сеансов массовых катаний в Зарайском ледовом спортивном комплексе на эту неделю (5-6 апреля)!
Афиша сеансов массовых катаний в Зарайском ледовом спортивном комплексе на эту неделю (5-6 апреля)!
Уважаемые жители Зарайска!
Уважаемые жители Зарайска! 2 апреля с 15:00 до 17:00 главный врач Зарайской больницы Роман Рапцун проведет прием граждан по личным вопросам.
Природопользователи, не забудьте подать отчеты до 15 апреля!
Уважаемые природопользователи, если вы производите или импортируете товары, эта информация для вас!
МегаФон для бизнеса: как выбрать интернет-тариф для работы и путешествий
Решения для предпринимателей и компаний, которые ценят стабильность, скорость и удобство подключения