«Это народная религия»: подольский язычник о корнях веры и своей общине
Славянское язычество напоминает о себе народными традициями и праздниками: прыжками через костер на Ивана Купалу, «солнечными» блинами на Масленицу.
Славянское язычество напоминает о себе народными традициями и праздниками: прыжками через костер на Ивана Купалу, «солнечными» блинами на Масленицу. Один из создателей общины «Грайворон» 29-летний Антон Воробей рассказал «РИАМО в Подольске» о современном язычестве.
Интересные вопросы священнику: кресты в ушах, гнев на детей, освящение жилья>>
Про интерес к язычествуАнтон подчеркнул, что является именно славянским язычником, то есть почитает религию предков.
«С ранних лет я чувствовал принадлежность к русскому народу, а если смотреть шире – к славянам. Мне было интересно узнавать о своих корнях и традициях. В язычество я осознанно пришел в десятом классе», – рассказал он.
История Подольска: славянские селища, копейка Ивана Грозного и старинные каменоломниИ отметил, что в настоящее время интерес к язычеству в обществе заметно возрос. По его мнению, люди хотят «чего-то подлинного, своего».
«В язычество человек приходит самым естественным образом: только родившись, он уже обусловлен жить в конкретной семье, он уже причастен к семейным родовым традициям. То есть мать с отцом уже определили, в какой культуре и среде жить ребенку, какие праздники отмечать», – пояснил собеседник.
Он напомнил: слово «язычество» происходит от церковнославянского слова «языци», что значит «народы». То есть, по его мнению, быть язычником означает исповедовать народную религию.
«Многие люди даже не задумываются о том, что тоже в каком-то смысле являются язычниками. Они отмечают народные праздники, проводят ритуалы, верят в приметы – все это досталось нам в наследство от язычества», – рассказал Антон.
«Мои татуировки меняли судьбу»: художница о мифологии в тату и больших полотнах>>
Про праздники с языческими корнямиОсновные праздники, которые служат напоминанием о языческом прошлом, связаны с ходом солнца, пояснил Антон. У всех индоевропейских религий почитаемые дни – это зимнее и летнее солнцестояние, которые говорят об угасании и возрождении природы соответственно.
«Коляда, один из популярных сегодня праздников, отмечается во время зимнего солнцестояния. В славянской традиции этот момент называется «карачун», а под колядой понимается вся последовательность святок», – рассказал он.
И добавил: сегодня люди широко, с удовольствием и радостью отмечают многие праздники с языческими корнями.«Это, например, Масленица, которая отмечает завершение зимы и начало весны. А также праздник Купалы, который приурочен к летнему солнцестоянию», – отметил собеседник.
Родительские субботы, во время которых христиане идут на кладбище и посещают могилы родственников, в язычестве называются Осенние Деды и Вешние Деды. В это время Антон вместе со своей семьей накрывает стол и выставляет фотографии предков, а после трапезы оставляет для них часть еды.
«Есть и множество других праздников, которые сегодня считаются христианскими, но своими корнями уходят в древнее язычество», – добавил Антон.
Эксперимент: как корреспондент «РИАМО в Подольске» проходила славянские обряды>>
Про отличия от других религийКорреспондент «РИАМО в Подольске» поинтересовалась, в чем состоят отличия язычества от других вероисповеданий. По мнению Антона, разница существенна, причем как во внешней обрядовой части, так и в глубинных философских основах.
«Христианство – это креационистская религия. По христианской концепции, человек создан по подобию бога, но он отделен от него. В языческих верованиях по большей части парадигма совсем другая, и ее можно озвучить как манифестационизм – когда божественная сила манифестирует себя через мир и человека», – сказал Антон.
И пояснил: согласно данной концепции человек непосредственно является проявлением божественного, а природа и все вокруг – проявлениями бога или богов. Так, в язычестве в узком понимании гроза – проявление бога Перуна, а угасание природы – проявление богини Морены.
«Но если смотреть более глубоко, то все это – проявление внутренней природы человека. Обращаясь к богам, язычники обращаются внутрь себя», – отметил собеседник.Топ‑10 существ славянской мифологии>>
Про языческий пантеонАнтон пояснил, что язычество уходит корнями в индоевропейскую древность, поэтому у разных его ветвей пантеоны схожи.
Крещение: мифы и правда, мнение священника«У славян есть бог-громовержец Перун. Есть Скотий бог, он же Велес – бог подземного мира, магии, а также богатства. Само слово «скот» в более широком смысле надо воспринимать как богатство, ведь «скотница» – это казна. Есть Мокошь – богиня судьбы, богиня-пряха», – рассказал Антон.
Кстати, отметил собеседник, все индоевропейские богини, связанные с судьбой людей, пряхи: они буквально прядут судьбу человека.
«Есть в язычестве и Дажьбог – бог солнца и неба, податель благ. И есть Сварог – бог-кузнец, связанный с сотворением мира. Морена – богиня смерти, богиня зимы», – поделился он.
И добавил: все божества – это проявления не только природы, но и самих людей, их сущности. При этом четких догм, как в других вероисповеданиях, в язычестве нет – оно учит следовать своей природе.«Большинство людей совсем не знают себя, и чтобы раскрыть собственный потенциал, им нужно проделать большую работу. Язычество учит следующему: нужно свято чтить родных богов и предков, беречь свою землю, а если человек хочет высшей мудрости, то он должен познать себя», – пояснил Антон.
Nomen est omen: священник о христианских именах и мифах об имянаречении>>
Про общину и капищаАнтон является одним из создателей языческой общины «Грайворон».
«Все началось со знакомства с единомышленниками на тематических праздниках около столицы. Мы все отмечали Купалу и познакомились. Со временем стало подтягиваться все больше людей, и круг общения расширился. В 2014 году появилась наша община, а название пришло около двух лет назад», – вспоминает собеседник.
Члены общины построили языческие святилища – капища, чтобы проводить различные мероприятия, вместе отмечать праздники, подносить дары богам. Одно из капищ находится в Подольске.
«На капище в Подольске сначала было сухое дерево с изображением Велеса, но потом оно упало. И мы возвели трех чуров – так называются деревянные резные изображения богов. Мы изобразили Велеса, Перуна и Мокошь», – рассказал Антон.Он пояснил, что на капищах обычно имеются изображения языческих богов, костровище, места для подношений, ограда. Яркий пример – знаменитое капище в московском музее-заповеднике «Царицыно».
Кроме того, до наших дней дошла и языческая традиция почитания определенного предмета – например, камня. Так, в московском парке «Коломенское» есть Голосов овраг, где лежат Гусь-камень и Девин камень, к которым каждый день приходят люди, чтобы оставить подношения и дары.
«К сожалению, бывают и случаи вандализма: на одном из капищ вандалы расшатали чуры и поломали ограду. Думаю, такое происходит от незнания и непонимания. На самом деле, язычество – это наша культура и история, которые стоит знать и чтить», – заключил Антон.
* мнение редакции может не совпадать с мнением опрошенных
Виктория МоисееваПоследние новости
Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
В соответствии с Положением о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве на территории городского округа Воскресенск Московской области,
Выездной приём жителей прошел в библиотеке «Очаг»
На приеме присутствовали Глава г.о. Электросталь Инна Юрьевна Волкова, заместители Главы г.о.
В Лыткарине стартовала акция ия «Сдай на переработку и ёлки, и иголки!»
С 15 января в Подмосковье стартовала экологическая акция «Сдай на переработку и ёлки, и иголки!».
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку