Всемирный день здоровья
Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. Выбор даты неслучаен – в этот день в 1948 году вступил в силу Устав ВОЗ.
Ежегодно 7 апреля отмечается Всемирный день здоровья. Выбор даты неслучаен – в этот день в 1948 году вступил в силу Устав ВОЗ. Поэтому имеет смысл поговорить и о здоровье россиян, и об этой международной организации.
По данным аналитического центра НАФИ (исследование проводилось в январе 2024 года) 64% россиян оценивали свое здоровье как нормальное, но каждый третий (35%) отметил, что за последний год его здоровье стало хуже.
И по официальной статистике, россияне стали болеть чаще, лечиться меньше. Раз в два года публикуется статистический сборник «Здравоохранение в России». Последний вышел в 2023 году. Согласно приводимым в сборнике данным, в 2022 году было зарегистрировано на 24931,2 тыс заболеваний больше, чем в ковидный 2020 год. Всего это 254022,5 тыс заболеваний, т.е. на 100000 населения – 173141,6 тыс. Рост произошел практически по всем болезням.
Дети тоже стали чаще болеть. В 2022 году было зарегистрировано 45192,9 тыс. заболеваний у детей в возрасте от 0 до 14 лет (в 2020 году – 38526,1 тыс.).
Причины этого известны. И это не улучшение диагностики, а хроническое недофинансирование, постоянные так называемые оптимизации, дефицит медицинских кадров, рост платных услуг. Все это делает медицину менее доступной. А к этому надо еще добавить такие негативные социальные факторы, как рост бедности, тревожности, неуверенности в завтрашнем дне.
По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения, в 2022 году каждый пятый россиянин (22,1%) не обратился в медорганизации при наличии потребности в медицинской помощи. Среди причин необращения на первом месте – «лечились самостоятельно» (48,3%), на втором – «не удовлетворяет работа медорганизации» (32,8%), далее – «не рассчитывают на эффективное лечение» (25,8%), «не было времени» (21,7%), «необходимое лечение можно получить только на платной основе» (16,4%), «трудно или невозможно без посторонней помощи добраться до медорганизации» (7,9%).
Эти факты красноречиво свидетельствуют о том, что современная российская система здравоохранения остро нуждается в «лечении». Собственно и «лекарство» известно – известная во всем мире система Семашко.
Николай Семашко положил в основу предложенной им системы здравоохранения несколько идей: единые принципы организации и централизация системы здравоохранения; равная доступность здравоохранения для всех граждан; первоочередное внимание детству и материнству; единство профилактики и лечения; ликвидация социальных основ болезней; привлечение общественности к делу здравоохранения.
Победа Октябрьской революции создала условия для развития качественно иной, еще нигде в мире не имевшейся системы здравоохранения. Оно и понятно, ведь еще никогда в истории ни одно государство не ставило цель охранять и укреплять здоровье народа. Бесплатная всеобщая медицинская помощь объявлялась правом граждан страны и это право гарантировалось государством. Для практического осуществления этих гарантий в 1918 году Советское государство создало Народный комиссариат здравоохранения. Впервые в мире появилось министерство здравоохранения.
Была выстроена стройная система медицинских учреждений, которая позволила обеспечить единые принципы организации здравоохранения для всего населения, от далеких аулов до столичных городов: фельдшерско–акушерский пункт (ФАП) – участковая поликлиника – районная больница – областная больница – специализированные институты. В стройную систему оздоровления, профилактики и здравоохранения естественным образом включались дома отдыха и санатории. По мнению д.экон.наук, зав. Центром экономической теории социального сектора Т.Чубаровой, это стало достижением цивилизационного масштаба.
Внедрение модели Семашко в СССР позволило в течение первых же лет советской власти в несколько раз уменьшить раннюю детскую смертность, смертность от туберкулеза, малярии и других опасных заболеваний. Всеобщая вакцинация, диспансеризация, другие меры, принятые государством, свели эпидемии практически к нулю.
По оценке д.мед.наук О.Боброва, созданная Семашко система советской медицины «при финансировании в десять раз меньшем обеспечивала только вдвое меньшую интегральную стоимость услуг», превышая «эффективность западной системы в пять раз». При этом, «средняя продолжительность жизни в стране увеличилась за 1926–1972 гг. на 26 лет».
Т. Чубарова подчеркивает, что «с высоты прожитого за последние годы и с учетом рационально понятого зарубежного опыта можно сказать, что, несмотря на все проблемы, система здравоохранения в Советской России была образцовой и скорее нуждалась в шлифовке, чем в кардинальной реформе».
Что касается истории взаимоотношений нашей страны с ВОЗ, то она наглядно демонстрирует каким авторитетом в мире пользовался Советский Союз, как он умел в период холодной войны проводить независимую политику в собственных интересах, но выгодную для простых людей всех стран, как умел использовать международные организации для этих целей, наполняя их деятельность реальным положительным содержанием.
СССР активно участвовал в подготовке создания ВОЗ и 24 марта 1948 года в числе первых 26 стран ратифицировал устав этой организации. По инициативе СССР были приняты резолюции о задачах ВОЗ в связи с принятием резолюции ООН о всеобщем и полном разоружении (1960), о задачах ВОЗ в связи с принятием декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1961), резолюции о защите человечества от опасности атомной радиации (1961) и др.
На официальном сайте ВОЗ сказано, что полное искоренение оспы во всём мире – самое серьёзное достижение ВОЗ. Следует подчеркнуть, что ликвидация оспы в мире состоялась исключительно(!) благодаря инициативе и усилиям Советского Союза. В СССР оспа была ликвидирована в 1936 году.
В 1958 году на Всемирной ассамблее здравоохранения по поручению Правительства СССР академик АМН СССР В.М.Жданов внес предложение о начале глобальной ликвидации оспы. В мире на тот момент насчитывалось 63 государства с очагами оспы. Предложенную Советским Союзом резолюцию поддержали единогласно.
ВОЗ практически не финансировала эту программу, и ее осуществление в основном происходило за счет безвозмездных поставок 400 млн. доз советской противооспенной вакцины. Первой страной, которая в рамках программы ВОЗ ликвидировала оспу, стал Ирак.
С 1968 году программа ликвидации оспы была интенсифицирована. Советский Союз, увеличил поставки вакцины, как в ВОЗ, так и по двухсторонним соглашениям с развивающимися странами. Всего СССР направил в ВОЗ и в 45 стран 1,5 млрд. доз вакцины. Последний случай оспы был зарегистрирован в 1977 г. в Сомали.
В 1980 году 33–я сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения официально объявила: «Мир и все народы земли одержали победу над оспой». Вот как оценивал в 2013 г. вклад нашей страны в ликвидацию оспы руководитель завершающего этапа глобальной программы проф. Д.А.Гендерсон (D.A.Henderson): «Глобальная программа ликвидации оспы была принята к исполнению в 1959 г. благодаря усилиям проф. Жданова и других советских делегатов. …Без инициативы, с которой в 1958 г. выступил СССР и его настойчивых действий в последующий период в ее защиту, я сомневаюсь, чтобы Глобальная программа ликвидации оспы вообще была бы создана. …Только СССР и США были в состоянии производить вакцину в больших объемах. Они это делали, но поставки СССР были в несколько раз выше, чем США».
Особенно наглядно значение и роль нашей страны видны на примере конфликта СССР с ВОЗ и десятилетнего разрыва отношений. Поводом явилось «пенициллиновое дело». США пытались «заморозить» проект по организации производства пенициллина в социалистических странах. ВОЗ не вмешалась в решение проблемы. Тогда 12 февраля 1949 года заместитель министра здравоохранения СССР Н.А.Виноградов телеграммой проинформировал Генерального директора о том, что СССР недовольно деятельностью организации и больше не считает себя ее членом.
Как подчеркивает д.юрид.наук Е.Сафронова, «Очевидно, что Советский Союз использовал уведомительный порядок прекращения отношений, который может себе позволить только фактически суверенное государство».
Реакция ВОЗ отражена в резолюции, где признавался «вытекающий из этого ущерб для работы Организации»; принимались «к сведению замечания, содержащиеся в сообщениях, направленных Генеральному директору»; выражалась надежда, что СССР «в ближайшем будущем пожелает пересмотреть свою позицию»; и высказывалось предложение «пересмотреть свое намерение и, по возможности, присоединиться к нынешней и последующим сессиям Ассамблеи здравоохранения».
Т.к. в Уставе ВОЗ не предусмотрен механизм выхода из организации, она продолжала отправлять различные документы. СССР вернулся к взаимодействию с ВОЗ только в 1956 г. В июле 1955 г. СССР сделал заявление о готовности присоединиться к ВОЗ, после чего контакты между Министерством здравоохранения СССР и Генеральным директором ВОЗ были восстановлены. Условием возвращения, принятым советским государством, стала выплата взноса только за 1948 год (за период активного членства) и готовность «возместить Организации расходы, понесенные в последующие годы при отправке документации в СССР».
Распад СССР привел к постепенной отмене социальных завоеваний во всех странах. Хищническая природа капитализма, в его современной глобальной корпоративно–финансовой империалистической форме, проступает со всей очевидностью и откровенностью. Различные международные организации в однополярном мире стали проводниками политики глобального финансового капитала. Произошло такое перерождение и с ВОЗ.
Её деятельность обрастает скандалами, в числе которых обвинения в лжепандемиях, халатном бездействии, коррупции, обслуживании интересов крупных фармацевтических компаний и др. Как подчеркивают эксперты, «у российской общественности вопросы вызывает и объявленная ВОЗ пандемия коронавируса, и новая «Международная классификация болезней одиннадцатого пересмотра» (далее МКБ–11), и «Стандарты сексуального образования в Европе» и реализация «Глобальной стратегии ВОЗ в области цифрового здравоохранения», и перспектива Глобального договора «по предотвращению и контролю будущих пандемий» (так называемого пандемического соглашения), и др. Содержание названных документов прямо угрожает суверенитету Российской Федерации и национальной безопасности. Неслучайно еще в 2021 г. в РФ была запущена петиция «Требуем выхода России из ВОЗ!», под которой было собрано более 150000 подписей».
Такое перерождение неслучайно. Дело в том, что бюджет этой организации только примерно на 28% состоит из регулярных взносов государств–членов ВОЗ, на 72 % – из добровольных взносов. Основными спонсорами выступают страны англо–саксонского мира и их организации. Тройка крупнейших спонсоров – это США, Фонд Билла и Мелинды Гейтс, принадлежащий Гейтсу Глобальный альянс по вакцинам и иммунизации. В десятке главных жертвователей также присутствуют Великобритания, Германия, Всемирный банк. Понятно, кто платит деньги, тот и музыку заказывает.
России членство в ВОЗ обходится в 55,4 млн. долларов. Но, по словам Мурашко, «выходить из ВОЗ нелогично и нецелесообразно, нужно доносить свою позицию и обмениваться информацией». Логика минздрава совершенно непонятна. Ведь очевидно, что «донести свою позицию» не удастся. Эта организация перестала быть площадкой конструктивного сотрудничества, на которой решаются мировые вопросы здравоохранения, а превратилась даже не просто в инструмент давления, наказаний, унижений, а в проводника всяческих патологий. Тот же минздрав был вынужден приостановить реализацию плана по внедрению Международной классификации болезней 11–го пересмотра (МКБ–11). Как сказано в заявлении, «Решение принято в связи с большим количеством обращений граждан, общественных организаций, а также сенаторов и депутатов в части возможного противоречия традиционным моральным и духовно–нравственным ценностям, защита которых предусмотрена законодательством».
Как справедливо подчеркивают многие эксперты, нет необходимости для России находиться в таких организациях как ВОЗ, МВФ и пр. «Тот мир, в котором они формировались и обеспечивали его некую институциональную устойчивость, разваливается на наших глазах. Идут боевые столкновения, а мы всё ещё играем в игры финансового союза, ОЗХО и так далее. Всё это уже давно не работает. Точнее, это работает только в той степени, в которой это выгодно тем, кто контролирует эти организации. И совершенно непонятно, за что мы платим деньги этим организациям».
Очевидно, что российское здравоохранение испытывает множество проблем. КПРФ исходит из того, что их реальное решение возможно только при изменении социально–экономического курса.
Константин Черемисов, зам. Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ, полковник запаса
Последние новости
Проверка состояния общественных территорий в Подольске
Заместитель главы округа провел инспекцию в микрорайоне Климовск.
Проверка состояния общественных территорий в Подольске
Заместитель главы округа провел инспекцию в микрорайоне Климовск.
Проверка состояния общественных территорий в Подольске
Заместитель главы округа провел инспекцию в микрорайоне Климовск.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований