Требования к содержанию, разработке и регистрации технических условий: как создать и согласовать ТУ на продукцию
В 2015 году был принят долгожданный закон, устанавливающий требования к разработке документов по стандартизации, включая технические условия (ТУ). Но какие именно требования предъявляются к разработке ТУ и документации, связанной с ними, в соответствии с этим законом? Кроме того, является ли регистрация ТУ обязательной и кто отвечает за эту процедуру? В данной статье мы рассмотрим все эти вопросы.
Какую роль играют технические условия в стандартизации
С момента вступления в силу Федерального закона №162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" в 2016 году, технические условия (ТУ) были включены в стандарты организации и определены как документ, разработанный и утвержденный изготовителем или исполнителем услуг для обеспечения качества производимой продукции, работ или услуг. При разработке документа организация должна учитывать не только результаты проведенных испытаний и измерений, но также положения национальных и межгосударственных стандартов, а также опыт использования технологий и оборудования в ходе производства продукции или выполняемых работ.
На текущий момент существуют несколько разновидностей ТУ:
- Общие ТУ, действующие на группу однотипных товаров;
- Специальные ТУ, ориентированные на одно изделие, вещество или материал;
- ТУ на составные части изделия.
Как стандарт организации, технические условия направлены на реализацию единой государственной политики в сфере стандартизации, а также на улучшение качества и повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Поэтому для производителей ТУ выполняют следующие функции:
- Определяют все основные звенья производственной цепи;
- Являются эталоном при выяснении соответствия продукции или услуги заданным параметрам;
- Гарантируют единообразие результатов работы;
- Позволяют защитить собственные интересы перед третьими лицами в судебных и досудебных спорах.
Технические условия содержат детальную информацию, позволяющую отличить определенный продукт или услугу от сходных с ним образцов. Это помогает потребителю сделать компетентный выбор в пользу определенного товара и использовать его безопасно и с максимальной эффективностью.
Для того, чтобы ТУ могли достичь своих целей, изготовитель продукции или исполнитель услуг обязан соблюдать принципы стандартизации, в том числе комплексность, системность и открытость разработки. Технические регламенты и государственные стандарты также помогают ему в этом. Они ориентированы на приведение ТУ одной группы товаров (услуг) к единому образцу. Примером может служить "ГОСТ 2.114-2016. Единая система конструкторской документации. Технические условия".
Благодаря детальному описанию форм и методов контроля за соблюдением требований производства, хранения и доставки юридическое лицо может уйти от споров о результатах контроля безопасности и качества товара в арбитражном процессе.
Ведущие юристы-практики рекомендуют использовать ссылку на ТУ в гражданско-правовых договорах. В договоре поставки желательно детально описывать качество продукта, его упаковку, способ транспортировки, ссылаясь на документы организации-изготовителя, в том числе на ТУ.
Важно отметить, что нарушение технических регламентов, проектной документации, а также обязательных требований документов в сфере стандартизации влечет административную или уголовную ответственность. Росстандарт также осуществляет надзор в этой сфере.
Напомним, что в России товары, которые могут повлиять на безопасность людей, должны пройти проверку на соответствие национальным стандартам с оформлением обязательного сертификата. Для продукции, для которой предусмотрена обязательная сертификация, предусмотрена специальная номенклатура, перечень которой пересматривается ежегодно.
Порядок разработки Технических условий (ТУ) четко определен в ГОСТ Р 51740-2016 «Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению», который уже действует с начала 2018 года. Согласно указанному документу, необходимость в ТУ возникает в случае отсутствия или же при желании производителя уточнить и дополнить существующие стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р). ГОСТ предусматривает требования к содержанию, оформлению и построению ТУ.
Согласно ГОСТ Р 51740-2016, структура Технических условий должна включать титульный лист, основную часть, приложения и лист изменений. Основная часть обязательно должна содержать информацию о сфере применения ТУ, правилах соблюдения качества и безопасности продукции, порядке маркировки и упаковки товара, методах контроля, а также о порядке хранения и доставки продукции.
ГОСТ Р 51740-2016 детально описывает внешний вид и наполнение Технических условий. Для удобства понимания и восприятия Разработчиком рекомендуется использовать доступные примеры.
В соответствии с ГОСТ Р 51740-2016 в составлении Технических условий следует использовать в основном исключительно русскоязычные термины. Допускается использование иностранных слов и конструкций только в случае отсутствия аналогов в русском языке. Также следует избегать злоупотребления математическими знаками, если их смысл может быть передан текстом. Вместо знака «–» необходимо писать слово «минус», а вместо знака «0» – «диаметр». Употреблять знаки «<», «>» и «=» без числовых значений запрещается.
ГОСТ Р 51740-2016 также придает большое значение оформлению Технических условий. Разработчик рекомендует использовать электронный вид, сквозную постраничную нумерацию, а также определенные параметры шрифта, начертания и полей. Также следует соблюдать отдельный порядок оформления листа регистрации изменений.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» а также с целью реализации Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», список товаров, на которые необходимо оформить сертификат пожарной безопасности (пожарный сертификат), утверждается постановлением Правительства РФ от 17 марта 2009 года №241.
Процесс согласования и регистрации технических условий – это довольно сложная и многоэтапная процедура. По закону о стандартизации, согласование ТУ с государственными органами не обязательно. Порядок утверждения, учета, изменения, отмены и применения технических условий устанавливается самостоятельно юридическим лицом или предпринимателем в соответствии со статьей 21 данного закона.
Однако, на отдельные виды пищевых продуктов ТУ необходимо получать согласование, утверждение и регистрацию согласно порядку, установленному законодательными актами Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
В случае желания компании получить компетентное заключение экспертизы проекта ТУ, можно обратиться в уполномоченные организации за проведением такой экспертизы. Соответствующие положения детализируются в отраслевых государственных стандартах (ГОСТ).
По общему правилу, экспертиза проекта ТУ проводится на добровольной основе по инициативе разработчика или заказчика аттестованными экспертами по стандартизации и специалистами федеральных центров по стандартизации и метрологии (ЦСМ).
В ряде регионов, производители добровольно тестируют свою продукцию в государственной испытательной лаборатории для подтверждения того, что товар изготовлен по стандарту национальной системы сертификации (НСС). После прохождения такой проверки, товар получает региональный знак качества в виде логотипа на упаковке.
Уполномоченными организациями, упомянутыми в законе, являются технические комитеты (ТК) по стандартизации и проектные технические комитеты по стандартизации. Исполнение экспертизы проекта ТУ в соответствующем комитете осуществляется на договорной основе между заказчиком и исполнителем. Чтобы провести экспертизу, обычно необходима только заявка и документ, подлежащий оценке.
Фактически, получение экспертного заключения завершает процесс согласования ТУ. Если держатель подлинника не считает необходимым обращаться в компетентный орган для экспертизы проекта, то заключительной стадией является подписание ТУ руководителем согласующей организации. Затем следует заверить ТУ руководителями держателя подлинника и проставить соответствующий гриф утверждения.
Что касается регистрации ТУ, то закон о стандартизации не предусматривает кардинальных изменений существующего порядка. Однако эта процедура является добровольной, но крайне необходима для осуществления принципа доступности информации о потребительских характеристиках продукции, а также о производителе и держателе ТУ.
Основную информацию о зарегистрированных ТУ можно получить из АБД "Продукция России". Информация для ее наполнения черпается из специальных форм - каталожных листов продукции (КЛП), предоставляемых предприятиями-изготовителями.
Для внесения сведений о ТУ в эту базу, представителю организации необходимо подать информацию о документе в региональные ЦСМ Росстандарта, заполнив каталожные листы. В Москве и Московской области регистрацию КЛП осуществляет ФГУП "Стандартинформ".
Регистрация КЛП состоит из нескольких этапов, включая заполнение форм, подготовку сопутствующих документов, направление форм на регистрацию, оплату услуг и получение КЛП и ТУ со штампом и отчетных бухгалтерских бумаг заказчиком. Срок оказания услуги регистрации составляет в общем порядке десять дней.
Важно понимать, что процесс разработки и регистрации ТУ требует профессионального подхода и четкого понимания того, как именно осуществляется прохождение всех процедур.
Фото: freepik.com