Цифровая трансформация бизнеса: необходимая реальность
Активно обсуждаемая в наши дни тема цифровой трансформации является предметом обсуждения в деловых кругах. Считается, что компании, не следующие за новейшими технологическими направлениями, лишены будущего. Тем не менее, до сих пор не все понимают, что же подразумевается под данной темой, и какие определения наиболее точно описывают ее суть. В данной статье мы постараемся прояснить эту актуальнейшую тему: расскажем, что представляет из себя цифровая трансформация, для чего она нужна, какие преимущества получает предприятие в процессе ее осуществления и какие технологии используются в процессе диджитализации бизнес-процессов.
Статья – Суть цифровой трансформации
Многие люди, говоря о цифровой трансформации, считают, что это просто внедрение информационных технологий в компании. Несмотря на то, что наличие информационных систем и автоматизация бизнес-процессов – это неотъемлемая часть цифровой трансформации, это не всё, что к ней относится. Цифровая трансформация – это глубинное преобразование бизнеса, в котором происходят изменения в стратегии развития компании, её целях и принципах, продуктах и услугах, а также в подходе к взаимодействию с клиентами и корпоративной культуре. Словом, это переход на цифровые рельсы, который в свою очередь означает перевод компании на новую бизнес-модель. Часто цифровая трансформация начинается с создания платформенных решений, где компания создаёт цифровую экосистему, которая интегрирует все сервисы организации и обеспечивает изменения внутри процессов работы.
Однако, не стоит считать, что цифровая трансформация столь же актуальна только для коммерческой сферы, где её использование позволяет увеличивать продажи и прибыль. Цифровая трансформация имеет своё применение в других отраслях, таких как государственный сектор, медицина и здравоохранение, образование, культура и др., где она помогает улучшить результативность процессов работы в целом. Важно упомянуть, что концепция цифровой трансформации существует и в масштабе всей страны. Президентский указ от 21 июля 2020 года определяет её как одну из главных национальных целей развития России до 2030 года.
Цифровая трансформация позволяет бизнесу решить множество задач. Ее основные преимущества заключаются в повышении эффективности работы организации, усовершенствовании взаимодействия с клиентами, оптимизации управления и повышении конкурентоспособности.
Цифровые технологии позволяют ускорить проведение операций, упорядочить нужные действия и устранить ненужные, а также оптимизировать использование ресурсов, благодаря чему снижается себестоимость продуктов, растет производительность и достигается экономия средств.
Информационные технологии помогают повысить уровень сервиса и качество товаров и услуг. Цифровая трансформация создает возможность для разработки принципиально новых сервисов, особенно в условиях омниканальности, когда клиенты хотят получать услуги где угодно. Эти изменения могут быть решающими для поддержания конкурентоспособности.
Автоматизированный сбор и анализ данных помогает упростить контроль за деятельностью предприятия и быстро принимать правильные решения. Также повышении конкурентоспособности способствуют ускорение бизнес-процессов, рост эффективности использования ресурсов, улучшение качества обслуживания клиентов, создание новых продуктов и решений.
Для компаний, стремящихся выжить в условиях всеобщей диджитализации, цифровая трансформация необходима. Однако перед приступлением к преобразованиям необходимо убедиться в наличии нескольких условий, главное из которых - это цифровая зрелость компании.
Для определения готовности компании к трансформации, следует оценить уровень развития цифровой инфраструктуры, понимание процессов и целевых сервисов, способы сбора, обработки и хранения данных, подготовку кадров и корпоративную культуру. Ее уровень цифровой зрелости можно измерить, используя четкие критерии оценки, но только соблюдение этих условий гарантирует успех в цифровой трансформации.
Процесс цифровой трансформации бизнеса не может быть успешным благодаря отдельному использованию модных технологий. Для того чтобы полностью изменить структуру бизнеса необходимо создать цифровую экосистему. Такая экосистема предполагает использование большого количества технологий, однако, не обязательно применять их все сразу.
Инновационная технология, которая используется в цифровой экосистеме, включает в себя искусственный интеллект, большие данные, микросервисы, облачные системы, цифровые двойники и DevOps. Обработка больших данных уже актуальна для всех сфер бизнеса, и программа Евросоюза «Горизонт 2020» уже определила ее как «топливо для новой цифровой экономики».
Микросервисы – это особый подход к архитектуре приложений, где функционал разбивается на мелкие службы, которые существуют независимо друг от друга. Каждый сервис отвечает за определенную бизнес-задачу и управляется одной командой разработчиков. Такой подход не только обеспечивает простоту внесения изменений, но и способствует развитию IT-ландшафта.
Технологии искусственного интеллекта и методы машинного обучения сейчас стремительно развиваются, и их применение проникает уже во все сферы экономики. Компьютерные программы и сервисы уже могут рекомендовать товары в соответствии с предпочтениями клиентов, выдавать кредиты, проводить собеседования, диагностировать состояние здоровья и выполнять многие другие функции человека.
Облачные технологии также дают массу преимуществ по сравнению с локальным размещением приложений. Получение доступа к информации в любое время и из любой точки мира, гибкость и простота масштабирования, безопасность и экономичность – это и другие плюсы уже оценили многие предприниматели. Сегодня бизнес уверенно переходит в облачную инфраструктуру.
Цифровые двойники - виртуальные копии любых объектов, процессов и явлений. Они могут предсказывать будущее состояние оригинала, используя данные искусственного интеллекта. Эта технология находит широкое применение в промышленности.
Наконец, DevOps – это целая философия и методология, которая объединяет команды разработки и поддержки. Внедряя практики DevOps, можно обеспечить быструю доставку качественного цифрового продукта до потребителя.
Компания «Алроса» - крупнейший производитель алмазов в России. У нее возникли задачи, которые нужно было решить: подтвердить происхождение своей продукции, установить свои стандарты качества, повысить прозрачность и эффективность торговли, а также укрепить сотрудничество с клиентами и партнерами. Основной мерой для их решения стало создание платформы для трейсинга алмазов с цифровыми паспортами камней. Платформа имеет сервисы внутреннего и внешнего трейсинга, а также API-интеграцию со сторонними площадками. Благодаря подтвержденной истории происхождения камней, компания получила конкурентное преимущество, расширила каналы сбыта с помощью интеграции с партнерами и торговыми площадками. Кроме того, созданные паспорта камней помогли продвижению собственных стандартов. Она стала основой для новых приложений и сервисов.
В наше время все компании сталкиваются с выбором - либо следовать навстречу цифровой трансформации, либо не изменяться и упускать свое место на рынке. Однако, необходимо понимать, что цифровая трансформация требует полной смены бизнес-модели, а не просто механического наложения IT-сервисов на существующие процессы. Для успешной цифровой трансформации организация должна быть готова к переменам.
Фото: freepik.com